Полуеретик или святой?

3

Судьба этого подвижника необычна. Мы привыкли, что его творения изучаются среди прочих творений латинских отцов Церкви. Мы называем его «Римлянин», хотя в древности его именовали и «Скифом». Он много потрудился на христианском Западе, однако решающее значение для него имел христианский Восток, монастыри Египта и Святой Земли. Так что его можно бы назвать восточным отцом, который писал на Западе и по-латыни.

На христианском Востоке он – признанный святой, на Западе его числят полупелагианином. Была такая ересь, пелагианство, с ней боролся знаменитейший богослов – Августин, епископ Гиппонский. Спор шел о спасении.

Тема пелагианских споров сложнейшая, и я вынужден изложить ее в сильно упрощенной форме. Какой силой спасается человек? Пелагий выдвигал на первый план человеческую силу, и участие Божией силы принижал. Пелагий считал, что Божии деяния дают человеку вдохновительный пример для исправления жизни, а больше нам ничего и не надо. Августину была чужда такая недооценка греха, он понимал, что греховность ограничивает наши возможности, колеблет нашу волю. Августин выдвигал на первый план спасительную силу Божию и недооценивал значение человеческих усилий в деле спасения.

Таким образом, позиции Пелагия и Августина противоположны. Они оказываются двумя крайностями. Помимо крайних позиций во время пелагианских споров была обозначена умеренная позиция. Выразил ее тот самый Римлянин-Скиф, преподобный Иоанн Кассиан. Умеренная позиция не принижала значения Божией силы и человеческих усилий, дело спасения совершает Бог и человек – вместе.

Чем кончились споры? Пелагианство было справедливо осуждено. На Западе возобладала позиция Августина. Если встать на позицию Августина, то мнение Кассиана представляется не вполне приемлемым, оно тяготеет к позиции Пелагия, хотя и не совпадает с пелагианством. Вот западные исследователи и называют до сих пор преподобного Кассиана полупелагианином. То есть полуеретиком. С чем никак нельзя согласиться.

Преподобный Кассиан высказывал не просто свое богословское мнение, он выражал опыт монахов-исихастов – аскетический опыт синергии. Стараясь о своем спасении, исихасты видели и сознавали, что подвиг спасителен тогда и только тогда, когда в нем заодно действуют две силы – Божия и человеческая. Бог и человек в деле спасения являются соработниками, их содействие (греч. синергиа) и приводит грешника в Царство небесное.

Так что преподобный Кассиан просто изложил учение о синергии. Родилось это учение не в досужих умствованиях, а в пустыннических подвигах. Приведу небольшую цитату из преподобного Кассиана, чтобы мы почувствовали всю духовную красоту и правоту его рассуждений о спасении: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше… человек, хотя может иногда сам собою желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, нужно, чтобы податель жизни – Бог дал силы для здоровья» (Собеседование 13, гл. 9).

Грех нельзя недооценивать. Грех подобен серьезной болезни, с которой сам человек справиться не может. Если он поймет, что он болен грехом, он будет деятельно искать помощи Божией, чтобы выздороветь и жить в Боге вечно. На такое произволение грешного человека Господь отвечает благодатной помощью, врачует греховную страсть, подкрепляет человека в добродетельных трудах, дает ему новую жизнь.

Кассианово свидетельство о содействии Бога и человека – это слова святого, а не полуеретика.

Диакон Павел Сержантов