Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочих небесных Сил безплотных

1

Празднуем, дорогие братия, светлый праздник молниевидного Архангела Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

История установления Церковью этого праздника длинна, и мы не будем рассказывать ее; желающие знать ее пусть прочитают о ней в церковной книге «Четьи-Минеи», а теперь побеседуем о духовном безчислевном мире Ангельском, о их свойствах, о их чиноначалии и о безмерной благости Божией, причислившей нас, христиан православных, к этому ангельскому Собору и составившей одну Церковь из Ангелов и человеков, а затем о нашей обязанности чтить их по достоинству и подражать им по силе, как будущим нашим согражданам в Небесном Отечестве; о чем и молим усердно Господа Бога, общаго нашего Творца.

Святой Кирилл Александрийский говорит: если наша земля, эта как бы одна точка между мирами, носит на себе такое бесчисленное множество людей и всяких существ, то во сколько раз больше имеет в себе обитателей невещественное небо, великое и необъятное никаким умом?

Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух – всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым, (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение об ангельском мире, записал его и передал Церкви.

Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти – каждый на три чина. Первые и световиднейшие ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам, и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесной иерархией.

Подивимся Божию всеблагому и премудрому Промыслу, безмерной благости Его, предназначившей нас к бесконечному сожительству и блаженству вместе с Ангелами в нашем будущем отечестве, и составившей одну Церковь из Ангелов пресветлых и нетленных, и человеков избранных и достойных. Какое неизобразимое никаким человеческим языком блаженство ждет верных Богу христиан, если они до конца пребудут верными своему христианскому званию. Для того, чтобы нам удостоиться вечного сожития и блаженной жизни вместе с Ангелами на небе, мы должны стараться чтить их, подражать их святости, смирению, любви, всецелой преданности Богу и возвышенности помыслов, жить воздержанием, молитвою и постом, милосердием и сочувствием друг к другу, горячею взаимною любовью.

Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений – пророки и евангелисты – видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам Царство вечное, Царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с бесчисленными Соборами Ангелов!

Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством Честных Небесных Сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов-хранителей наших. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский