Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский

3

Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский, ро­дил­ся на ост­ро­ве Си­ци­лия, в се­ле­нии Пре­то­рия, неда­ле­ко от го­ро­да Ак­ра­ган­та, от бла­го­че­сти­вых Ха­ри­то­на и Фе­о­до­тии. Вос­при­ем­ни­ком мла­ден­ца Гри­го­рия при Кре­ще­нии был епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский Па­та­ми­он. К де­ся­ти го­дам маль­чик, от­дан­ный на обу­че­ние, овла­дел гра­мо­той, умел чи­тать, петь цер­ков­ные пес­но­пе­ния. В 12-лет­нем воз­расте свя­той Гри­го­рий был по­став­лен в кли­ри­ки. Ду­хов­ное ру­ко­вод­ство над ним бы­ло по­ру­че­но ар­хи­ди­а­ко­ну До­на­ту. Свя­той Гри­го­рий про­слу­жил при церк­ви Ак­ра­ган­тий­ской 10 лет. Од­на­жды Ан­гел Гос­по­день явил­ся свя­то­му юно­ше, имев­ше­му го­ря­чее же­ла­ние по­се­тить Иеру­са­лим, и ска­зал, что Бог бла­го­сло­вил его на­ме­ре­ние.

В Иеру­са­ли­ме свя­той Гри­го­рий был пред­став­лен пат­ри­ар­ху Ма­ка­рию (563–574), ко­то­рый оста­вил бла­го­че­сти­во­го юно­шу для слу­же­ния в сво­ем ка­фед­раль­ном со­бо­ре, ру­ко­по­ло­жив его во диа­ко­на. Ду­ша свя­то­го Гри­го­рия жаж­да­ла ино­че­ско­го по­дви­га, и пат­ри­арх, бла­го­сло­вив, от­пу­стил его в мо­на­стырь на Еле­он­скую го­ру. Через год свя­той Гри­го­рий ушел из оби­те­ли к стар­цу-пу­стын­ни­ку, ко­то­рый в те­че­ние че­ты­рех лет учил его ду­хов­ной муд­ро­сти, сми­ре­нию и пра­ви­лам ино­че­ской жиз­ни. По­движ­ник, про­ви­дя в свя­том Гри­го­рии бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка Церк­ви, бла­го­сло­вил его по­ки­нуть за­твор.

Оста­вив стар­ца, свя­той Гри­го­рий про­был неко­то­рое вре­мя в Иеру­са­ли­ме, а за­тем от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где его с лю­бо­вью при­ня­ла бра­тия мо­на­сты­ря во имя свя­тых му­че­ни­ков Сер­гия и Вак­ха. Вы­да­ю­щи­е­ся по­движ­ни­че­ские тру­ды ино­ка Гри­го­рия, его ду­хов­ный опыт и бо­го­слов­ские по­зна­ния об­ра­ти­ли на се­бя вни­ма­ние пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ев­ти­хия (552–565), по на­сто­я­нию ко­то­ро­го свя­той участ­во­вал в де­я­ни­ях Пя­то­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра (553). По окон­ча­нии Со­бо­ра свя­той Гри­го­рий от­пра­вил­ся в Рим, чтобы там по­кло­нить­ся гроб­ни­цам свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

В то вре­мя скон­чал­ся епи­скоп Ак­ра­ган­тий­ский. Ста­рей­шие кли­ри­ки и име­ни­тые граж­дане Ак­ра­ган­та при­бы­ли в Рим с прось­бой к па­пе опре­де­лить пре­ем­ни­ка на их ка­фед­ру из тех кан­ди­да­тов, ко­то­рые бы­ли ему пред­став­ле­ны. Од­на­ко па­па от­кло­нил их пред­ло­же­ния и по вну­ше­нию свы­ше при­звал на епи­скоп­ское слу­же­ние свя­то­го Гри­го­рия.

Несколь­ко лет свя­ти­тель Гри­го­рий мир­но управ­лял вру­чен­ной ему от Бо­га паст­вой, был за­щит­ни­ком обез­до­лен­ных, муд­рым про­по­вед­ни­ком, чу­до­твор­цем-це­ли­те­лем. И в ар­хи­ерей­ском сане свя­ти­тель Гри­го­рий вел жизнь ино­ка-по­движ­ни­ка, рев­ност­но хра­ня мо­на­ше­ские обе­ты. Паства лю­би­ла сво­е­го свя­ти­те­ля, ве­ри­ла ему. Од­на­ко у свя­то­го вла­ды­ки бы­ли и недоб­ро­же­ла­те­ли, ко­то­рые ре­ши­лись его окле­ве­тать. За­вист­ни­ки тай­но, ко­гда свя­той Гри­го­рий был в хра­ме, про­ве­ли в его по­кои под­куп­лен­ную блуд­ни­цу, а за­тем пе­ред на­ро­дом, ко­то­рый по­сле бо­го­слу­же­ния про­во­жал сво­е­го вла­ды­ку до две­рей до­ма, вы­ве­ли ее и об­ви­ни­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия в смерт­ном гре­хе пре­лю­бо­де­я­ния. Свя­то­го епи­ско­па тут же взя­ли под стра­жу. На­род пы­тал­ся за­щи­тить вла­ды­ку, но без­успеш­но. На су­де блуд­ни­ца лже­сви­де­тель­ство­ва­ла про­тив свя­ти­те­ля Гри­го­рия. Как толь­ко она про­из­нес­ла сло­ва кле­ве­ты, с ней слу­чил­ся при­ступ бес­но­ва­ния. То­гда судьи об­ви­ни­ли свя­ти­те­ля в кол­дов­стве. Свя­ти­тель Гри­го­рий был от­прав­лен на суд к Рим­ско­му епи­ско­пу вме­сте с до­но­сом о его «пре­ступ­ле­ни­ях». Па­па, про­чи­тав до­нос, не по­же­лал ви­деть об­ви­ня­е­мо­го и при­ка­зал за­клю­чить его в тем­ни­цу. Без­ро­пот­но пе­ре­но­сил свя­той свое уни­же­ние, пре­бы­вая в по­сто­ян­ной мо­лит­ве. О его мо­лит­вен­ном по­дви­ге и да­ре чу­до­тво­ре­ний ско­ро ста­ло из­вест­но в го­ро­де и окру­ге. В тем­ни­цу ста­ли при­хо­дить бла­го­че­сти­вые рим­ляне, ко­то­рых за­клю­чен­ный свя­ти­тель учил пра­вед­ной жиз­ни, а боль­ным ис­пра­ши­вал у Гос­по­да ис­це­ле­ния.

Через два го­да к па­пе при­е­хал про­зор­ли­вый ста­рец, по име­ни Марк, знав­ший свя­то­го Гри­го­рия еще юно­шей. Ста­рец не по­ве­рил до­но­су и упро­сил па­пу со­звать Со­бор, чтобы разо­брать де­ло Гри­го­рия. По при­гла­ше­нию па­пы на Со­бор при­бы­ли мно­гие кли­ри­ки го­ро­да Ак­ра­ган­та, а так­же все, окле­ве­тав­шие свя­ти­те­ля, в том чис­ле и блуд­ни­ца. Из Кон­стан­ти­но­по­ля при­бы­ли в Рим три епи­ско­па и им­пе­ра­тор­ский са­нов­ник Мар­ки­ан. В до­ро­ге Мар­ки­ан тя­же­ло за­бо­лел. По со­ве­ту мно­гих лю­дей, преж­де по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние мо­лит­ва­ми свя­ти­те­ля Гри­го­рия, слу­ги от­нес­ли уми­ра­ю­ще­го в тем­ни­цу, где то­мил­ся чу­до­тво­рец. По мо­лит­вам свя­то­го Гри­го­рия Гос­подь да­ро­вал Мар­ки­а­ну ис­це­ле­ние.

На Со­бо­ре кле­вет­ни­ки пы­та­лись от­ста­и­вать свое об­ви­не­ние и как глав­ное до­ка­за­тель­ство пред­ста­ви­ли су­ду обе­зу­мев­шую блуд­ни­цу, утвер­ждая, что Гри­го­рий окол­до­вал ее. Свя­ти­тель, со­тво­рив над ней мо­лит­ву, из­гнал бе­са. Жен­щи­на при­шла в се­бя и от­кры­ла Со­бо­ру всю прав­ду. Кле­вет­ни­ки бы­ли по­срам­ле­ны и осуж­де­ны. Мар­ки­ан хо­тел да­же каз­нить их, но свя­той Гри­го­рий ис­про­сил для них про­ще­ние.

Свя­ти­тель Гри­го­рий с по­че­стя­ми вер­нул­ся на свою ка­фед­ру и, окру­жен­ный лю­бо­вью па­со­мых, управ­лял Цер­ко­вью до сво­ей мир­ной кон­чи­ны.