Жития преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных.

1

В VIII ве­ке окрест­но­сти Иеру­са­ли­ма под­вер­га­лись ча­стым на­па­де­ни­ям са­ра­цин. Был раз­ру­шен и при­шел в за­пу­сте­ние мо­на­стырь свя­то­го Ха­ри­то­на. Два­жды са­ра­ци­ны пы­та­лись раз­гра­бить Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го, но Про­мы­сел Бо­жий хра­нил оби­тель. Лавр­ские ино­ки мог­ли укрыть­ся от вар­вар­ских на­бе­гов в Иеру­са­ли­ме, но они ре­ши­ли не по­ки­дать то­го ме­ста, где спа­са­лись мно­го лет.

В кон­це Ве­ли­ко­го по­ста на неде­ле пе­ред Верб­ным вос­кре­се­ньем, 13 мар­та, са­ра­ци­ны во­рва­лись в мо­на­стырь и по­тре­бо­ва­ли от­дать им все цен­но­сти. По­лу­чив от мо­на­хов от­вет, что в мо­на­сты­ре нет ни­че­го, кро­ме скуд­ных за­па­сов пи­щи и вет­хой одеж­ды, са­ра­ци­ны ста­ли стре­лять в на­сель­ни­ков из лу­ков. Три­на­дцать че­ло­век бы­ло уби­то и мно­гие ра­не­ны, пы­ла­ли мо­на­ше­ские кел­лии. Са­ра­ци­ны на­ме­ре­ва­лись под­жечь и мо­на­стыр­скую цер­ковь, но, уви­дев вда­ли мно­же­ство лю­дей, ре­ши­ли, что это вой­ска, по­слан­ные из Иеру­са­ли­ма. Са­ра­ци­ны по­спе­ши­ли уда­лить­ся, уно­ся с со­бой то немно­гое, что им уда­лось на­гра­бить. По­сле бег­ства вра­га отец Фо­ма, ис­кус­ный врач, стал ока­зы­вать по­мощь остав­шим­ся в жи­вых.

В Ве­ли­кий Чет­верг 20 мар­та са­ра­ци­ны в еще боль­шем ко­ли­че­стве вновь на­па­ли на Лав­ру и ста­ли ис­треб­лять ино­ков. Остав­ши­е­ся в жи­вых бы­ли со­гна­ны в цер­ковь, чтобы под пыт­кой узнать от них, где спря­та­ны со­кро­ви­ща. Оби­тель бы­ла окру­же­на, чтобы ни­кто не мог спа­стись бег­ством. Вар­ва­ры схва­ти­ли свя­то­го Иоан­на, со­всем еще юно­го ино­ка, быв­ше­го по­пе­чи­те­лем стран­ни­ков. Его же­сто­ко пы­та­ли, за­тем пе­ре­ре­за­ли на но­гах и ру­ках су­хо­жи­лия и ста­щи­ли за но­ги по кам­ням с го­ры, со­драв ко­жу со спи­ны му­че­ни­ка.

Хра­ни­тель цер­ков­ных со­су­дов, пре­по­доб­ный Сер­гий, скрыл свя­щен­ную утварь и пы­тал­ся бе­жать, но был схва­чен и обез­глав­лен. Несколь­ким мо­на­хам все-та­ки уда­лось скрыть­ся вне оби­те­ли, в пе­ще­ре, но это за­ме­тил на­хо­див­ший­ся на го­ре страж и при­ка­зал всем вый­ти. Внут­ри пе­ще­ры пре­по­доб­ный Пат­ри­кий ше­по­том ска­зал бра­ти­ям, быв­шим с ним в пе­ще­ре: «Не бой­тесь, я один за вас вый­ду и умру, вы же си­ди­те и мол­чи­те». Са­ра­цин спро­сил, есть ли еще кто-ни­будь в пе­ще­ре, и пре­по­доб­ный от­ве­тил, что он был один. Его от­ве­ли в Лавр­скую цер­ковь, где остав­ши­е­ся в жи­вых ожи­да­ли сво­ей уча­сти. Са­ра­ци­ны по­тре­бо­ва­ли с них вы­куп в 4000 злат­ниц и свя­щен­ные со­су­ды. Мо­на­хи не мог­ли дать та­ко­го вы­ку­па. То­гда их пе­ре­ве­ли в пе­ще­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы, на­хо­див­шу­ю­ся в огра­де мо­на­сты­ря, и пе­ред вхо­дом в пе­ще­ру раз­ве­ли ко­стер, в ко­то­рый под­бра­сы­ва­ли на­воз, чтобы за­клю­чен­ные за­дох­ну­лись от ядо­ви­то­го ды­ма. В пе­ще­ре по­гиб­ло во­сем­на­дцать че­ло­век, в том чис­ле и пре­по­доб­ные Иоанн и Пат­ри­кий. Остав­ших­ся в жи­вых са­ра­ци­ны про­дол­жа­ли ис­тя­зать, од­на­ко, ни­че­го не до­бив­шись от них, по­ки­ну­ли мо­на­стырь.

Позд­но но­чью в Ве­ли­кую Пят­ни­цу скры­вав­ши­е­ся в го­рах мо­на­хи вер­ну­лись в Лав­ру, от­нес­ли те­ла уби­ен­ных пре­по­доб­ных от­цов в цер­ковь и в пе­ча­ли по­греб­ли их там.

Вар­ва­ры, гра­бив­шие Лав­ру, бы­ли на­ка­за­ны Бо­гом. Они ста­ли жерт­вой вне­зап­ной бо­лез­ни, и все до од­но­го по­гиб­ли, а те­ла их ста­ли до­бы­чей ди­ких зве­рей.