Жития священномучеников Анфима, епископа, и с ним Феофила, диакона, мучеников Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия.

123

Свя­щен­но­му­че­ник Ан­фим, епи­скоп Ни­ко­ми­дий­ский, и с ним дру­гие му­че­ни­ки по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (284–305). Пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан осо­бен­но обост­ри­лись по­сле то­го, как в Ни­ко­ми­дий­ском им­пе­ра­тор­ском двор­це слу­чил­ся по­жар.

Языч­ни­ки об­ви­ни­ли хри­сти­ан в умыш­лен­ном под­жо­ге и про­яви­ли по от­но­ше­нию к ним неслы­хан­ную же­сто­кость. Так, в од­ной толь­ко Ни­ко­ми­дии в день Рож­де­ства Хри­сто­ва бы­ло со­жже­но в хра­ме до два­дца­ти ты­сяч мо­ля­щих­ся. Од­на­ко эти бес­че­ло­веч­ные дей­ствия не устра­ши­ли хри­сти­ан: они твер­до ис­по­ве­до­ва­ли свою ве­ру и при­ни­ма­ли му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста.

Так, стра­даль­че­ски скон­ча­лись в то вре­мя свя­тые До­ро­фей, Мар­до­ний, Ми­гдо­ний, Петр, Ин­дис и Гор­го­ний. Од­ни из них бы­ли усе­че­ны ме­чом, дру­гие – со­жже­ны, за­сы­па­ны зем­лей или утоп­ле­ны в мо­ре. Зи­нон, во­ин, за сме­лые об­ли­че­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на был по­бит кам­ня­ми, а за­тем обез­глав­лен. То­гда же по­гиб­ла от рук языч­ни­ков быв­шая жри­ца, свя­тая де­ва Дом­на, и свя­той Ев­фи­мий, ко­то­рые за­бо­ти­лись о том, чтобы те­ла свя­тых му­че­ни­ков бы­ли по­гре­бе­ны. Епи­скоп Ан­фим, управ­ляв­ший Ни­ко­ми­дий­ской цер­ко­вью, по прось­бе паст­вы скры­вал­ся в се­ле­нии неда­ле­ко от Ни­ко­ми­дии.

От­ту­да он об­ра­щал­ся к хри­сти­а­нам с по­сла­ни­я­ми, в ко­то­рых убеж­дал их твер­до дер­жать­ся свя­той ве­ры и не стра­шить­ся му­че­ний. Од­но из его пи­сем, по­слан­ное с диа­ко­ном Фе­о­фи­лом, бы­ло пе­ре­хва­че­но и пе­ре­да­но им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну. Фе­о­фил был под­верг­нут до­про­су и умер под пыт­ка­ми, так и не от­крыв сво­им му­чи­те­лям ме­сто­пре­бы­ва­ние епи­ско­па Ан­фи­ма. Через неко­то­рое вре­мя Мак­си­ми­а­ну все же уда­лось узнать, где на­хо­дит­ся свя­той Ан­фим, и он по­слал за ним от­ряд во­и­нов. На пу­ти по­встре­чал­ся сам епи­скоп. Во­и­ны не узна­ли свя­то­го, но он по­звал их к се­бе, уго­стил обе­дом, а за­тем от­крыл, что он и есть тот, ко­го они ищут. Во­и­ны не зна­ли, что де­лать, хо­те­ли оста­вить свя­то­го и ска­зать им­пе­ра­то­ру, что не на­шли его. Епи­скоп Ан­фим не тер­пел лжи и не со­гла­сил­ся на это.

Во­и­ны уве­ро­ва­ли во Хри­ста и при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Но при этом свя­ти­тель все же за­ста­вил их ис­пол­нить при­ка­за­ние пра­ви­те­ля. Ко­гда епи­скоп Ан­фим явил­ся к ца­рю, тот при­ка­зал при­не­сти ору­дия каз­ни и по­ло­жить пе­ред ним. «Неуже­ли ты, царь, ду­ма­ешь устра­шить ме­ня ору­ди­я­ми каз­ни? – спро­сил свя­ти­тель. – Нет, не устра­шишь то­го, кто сам же­ла­ет уме­реть за Хри­ста! Казнь устра­ша­ет толь­ко ма­ло­душ­ных, для ко­то­рых вре­мен­ная жизнь до­ро­же все­го». То­гда царь рас­по­ря­дил­ся же­сто­ко му­чить свя­то­го и усечь ме­чом. Епи­скоп Ан­фим до по­след­не­го вздо­ха ра­дост­но сла­вил Бо­га, за Ко­то­ро­го спо­до­бил­ся по­стра­дать († 302).