Свя­той про­рок Ав­дий

2

Свя­той про­рок Ав­дий был ро­дом из се­ла Вифа­ра­ма, близ Си­хе­ма[1]; он слу­жил при дво­ре ца­рей Из­ра­иль­ских и был до­мо­пра­ви­те­лем у ца­ря Аха­ва[2]. От юно­сти сво­ей он был весь­ма бо­го­бо­яз­нен, и ко­гда весь Из­ра­иль от­сту­пил от Бо­га и стал по­кло­нять­ся сквер­но­му Ва­а­лу[3], он тай­но слу­жил Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу от­цов сво­их, спас­ше­му Из­ра­и­ля от Егип­та и про­вед­ше­му его чрез Черм­ное мо­ре по­су­ху. Ко­гда без­за­кон­ная Ие­за­вель ис­треб­ля­ла всех про­ро­ков Гос­под­них[4], Ав­дий взял сто про­ро­ков, скрыл их по пя­ти­де­ся­ти в двух пе­ще­рах и кор­мил их хле­бом и во­дою во вре­мя го­ло­да, быв­ше­го во дни про­ро­ка Илии[5]. Од­на­жды Ахав при­звал Ав­дия и ска­зал ему:

– Пой­ди по зем­ле ко всем ис­точ­ни­кам вод­ным и ко всем по­то­кам на зем­ле, не най­дем ли где тра­вы, чтобы нам про­кор­мить ко­ней и ло­ша­ков и не ли­шить­ся ско­та.

И раз­де­ли­ли они меж­ду со­бою зем­лю, чтобы обой­ти ее: Ахав осо­бо по­шел од­ною до­ро­гою, и Ав­дий осо­бо по­шел дру­гою до­ро­гою. Ко­гда Ав­дий шел до­ро­гою, на­встре­чу ему по­ка­зал­ся Илия. Он узнал его и пал на ли­цо свое, и ска­зал:

– Ты ли это, гос­по­дин мой Илия?

Тот ска­зал ему:

– Я; пой­ди, ска­жи гос­по­ди­ну тво­е­му: Илия здесь.

Он ска­зал:

– Чем я про­ви­нил­ся, что ты пре­да­ешь ра­ба тво­е­го в ру­ки Аха­ва, чтобы умерт­вить ме­ня? Жив Гос­подь Бог твой! Нет ни од­но­го на­ро­да и цар­ства, ку­да бы ни по­сы­лал го­су­дарь мой ис­кать те­бя; и ко­гда ему го­во­ри­ли, что те­бя нет, он брал клят­ву с то­го цар­ства и на­ро­да, что не мог­ли отыс­кать те­бя. А ты те­перь го­во­ришь: пой­ди, ска­жи гос­по­ди­ну тво­е­му: Илия здесь. Ко­гда я пой­ду от те­бя, то­гда Дух Гос­по­день уне­сет те­бя, не знаю ку­да; и, ес­ли я пой­ду уве­до­мить Аха­ва, и он не най­дет те­бя, то он убьет ме­ня, а раб твой бо­го­бо­яз­нен от юно­сти сво­ей. Раз­ве не ска­за­но гос­по­ди­ну мо­е­му, что я сде­лал, ко­гда Ие­за­вель уби­ва­ла про­ро­ков Гос­под­них, как я скры­вал сто че­ло­век про­ро­ков Гос­под­них, по пя­ти­де­ся­ти че­ло­век, в пе­ще­рах и пи­тал их хле­бом и во­дою? А ты те­перь го­во­ришь: пой­ди, ска­жи гос­по­ди­ну тво­е­му: Илия здесь. Он убьет ме­ня.

И ска­зал Илия:

– Жив Гос­подь Са­ва­оф, пред Ко­то­рым я стою! Се­го­дня я по­ка­жусь ему.

И по­шел Ав­дий на­встре­чу Аха­ву и до­нес ему об Илие. И ко­гда Ахав уви­дел Илию, про­рок Бо­жий об­ли­чил его в за­блуж­де­нии и за­тем со­тво­рил ве­ли­кое чу­до: свел огонь с неба на жерт­вы и во­ду, как пи­шет­ся о том в 3 кни­ге Царств (3Цар.18:4-8). Ви­дя это, Ав­дий ра­до­вал­ся все­мо­гу­щей си­ле Бо­га сво­е­го и рас­па­лял­ся лю­бо­вью к Нему, и го­рел рев­но­стью о Нем, и усерд­нее слу­жил Ему, ис­пол­няя за­по­ведь Его. За­тем, ко­гда умер Ахав и цар­ство Из­ра­иль­ское по­сле него при­нял сын его Охо­зия[6], Ав­дий нёс во­ин­скую служ­бу. По сви­де­тель­ству св. До­ро­фея и бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, он был один из трех пя­ти­де­сят­ни­ков, по­слан­ных Охо­зи­ею к про­ро­ку Илии, из ко­их двух сжёг огонь, упав­ший с неба по сло­ву про­ро­ка, а тре­тий, ко­то­рый и был Ав­дий, был по­ми­ло­ван: он при­сту­пил с сми­ре­ни­ем к св. про­ро­ку Илие и умо­лял его и го­во­рил ему: «Че­ло­век Бо­жий! Да не бу­дет пре­зре­на ду­ша моя и ду­ша ра­бов тво­их – сих пя­ти­де­ся­ти – пред оча­ми тво­и­ми».

По­то­му-то и по­ща­дил его Илия и, встав, по­шел с ним к ца­рю. С то­го вре­ме­ни Ав­дий оста­вил цар­скую служ­бу, и по­шел за св. про­ро­ком Или­ею и по­лу­чил ду­ха про­ро­че­ства, как со­хра­нив­ший и пи­тав­ший про­ро­ков Гос­под­них и сам по­сле­до­вав­ший за про­ро­ком (4Цар.1:13-15). По смер­ти он был по­гре­бен вме­сте со сво­и­ми пред­ка­ми[7].

При­ме­ча­ния

[1] Си­хем – ныне На­б­лус – один из древ­них го­ро­дов Па­ле­сти­ны – ле­жал в Са­ма­рии на го­ре Еф­ре­мо­вой, в 18 ча­сах пу­ти от Иеру­са­ли­ма, в вы­со­кой и бо­га­той, пло­до­род­ной до­лине меж­ду го­ра­ми Га­ри­зин и Ге­вал. В на­сто­я­щее вре­мя го­род по­те­рял свое преж­нее пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние: бо­гат во мно­же­стве со­хра­нив­ши­ми­ся древ­ней­ши­ми сво­и­ми па­мят­ни­ка­ми.

[2] Ахав, сын Ам­врия, нече­сти­вей­ший царь Из­ра­иль­ский, цар­ство­вал с 924– 903 г. до Р. Хр.

[3] Ва­ал, с ев­рей­ско­го: «гос­по­дин «, «вла­ды­ка», по­чи­тал­ся фини­ки­я­на­ми вер­хов­ным бо­гом, ко­то­ро­му по­кло­ня­лись и из­ме­нив­шие сво­ей ве­ре из­ра­иль­тяне. В об­ра­зе его языч­ни­ки обо­го­тво­ря­ли солн­це и муж­скую про­из­во­ди­тель­ную си­лу, дей­ству­ю­щую чрез же­ну свою Астар­ту, в об­ра­зе ко­то­рой обо­го­тво­ря­лась лу­на. По­кло­не­ние им от­ли­ча­лось край­нею гнус­ною раз­вра­щен­но­стью и чув­ствен­ны­ми, без­нрав­ствен­ны­ми об­ря­да­ми.

[4] Ие­за­вель – дочь ца­ря – жре­ца Си­дон­ско­го, же­на Аха­ва, от­ли­ча­лась край­ним нече­сти­ем и без­пут­ны­ми нра­ва­ми. Сле­по под­чи­ня­ясь ее вли­я­нию, Ахав пре­взо­шел нече­сти­ем всех сво­их пред­ше­ствен­ни­ков и пре­дал­ся са­мо­му по­стыд­но­му идо­ло­по­клон­ству. Он по­стро­ил в Са­ма­рии храм Ва­а­лу, поз­во­лил Ие­за­ве­ли воз­двиг­нуть на сво­ей зем­ле ал­та­ри бо­же­ствам сир­ским и си­дон­ским и со­дер­жать при се­бе мно­же­ство лож­ных про­ро­ков язы­че­ских. На­ко­нец Ие­за­вель воз­двиг­ла го­не­ние на про­ро­ков Бо­га Ис­тин­но­го, и они все по­гиб­ли бы, ес­ли бы Ав­дий, до­мо­пра­ви­тель цар­ский не скрыл их от ее неистов­ства (3Цар.18:4).

[5] Илия Фе­сви­тя­нин – слав­ней­ший из про­ро­ков вет­хо­за­вет­ных, на­чаль­ник об­ще­ства сы­нов про­ро­че­ских в цар­стве Из­ра­иль­ском, гроз­ный об­ли­чи­тель про­ро­ков Ва­а­ло­вых и нече­стия Аха­ва и Ие­за­ве­ли. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 20-го июля.

[6] Охо­зия – царь Из­ра­иль­ский, пре­ем­ник Аха­ва, умер на вто­ром го­ду сво­е­го цар­ство­ва­ния, еще при жиз­ни сво­е­го от­ца, оста­вив пре­стол бра­ту сво­е­му Иора­му.

[7] Ав­дий был по­хо­ро­нен в Са­ма­рии; жил и дей­ство­вал в кон­це X и в на­ча­ле IX ве­ка до Р. Хр.; оста­вил по се­бе про­ро­че­скую кни­гу, ко­то­рая за­ни­ма­ет чет­вер­тое ме­сто в ря­ду книг т. н. ма­лых про­ро­ков и со­сто­ит из од­ной гла­вы. Его про­ро­че­ства по­чти все на­прав­ле­ны про­тив адо­ми­тян, или иду­ме­ев. В кон­це кни­ги есть мес­си­ан­ское про­ро­че­ство о спа­се­нии от Си­о­на и об от­кры­тии Цар­ства Гос­под­ня, ко­то­рое яс­но ука­зы­ва­ет на Цер­ковь Но­во­за­вет­ную.