Вышла новая книга о толкованиях известного святогорского подвижника, старца Эмилиана Симонопетрита, на одно из самых глубоких отеческих творений древности — подвижнические слова преподобного Исаии Отшельника. Для современного человека, желающего сквозь толщу времени услышать живой голос древних святых отцов и получить от них необходимые уроки, эта книга станет открытием. Книга для тех, кто интересуется монашеством.
Предисловие архимандрита Ефрема переведено насельниками обители Ватопед
С большой радостью мы приняли предложение написать вступительное слово к русскому изданию книги досточтимого старца Эмилиана Симонопетрита «Толкование на подвижнические слова аввы Исаии». Это издание предпринято Александро-Невским Ново-Тихвинским монастырем города Екатеринбурга.
Аскетические творения аввы Исаии всегда были излюбленным чтением православных монахов, поэтому значительная их часть включена в «Эвергетин», а также в «Добротолюбие», составленное преподобным Никодимом Святогорцем. Авва Исаия жил в IV–V веках и подвизался в аскетических центрах Египта того времени. Его писания немногочисленны, но при этом емки и содержательны. Учение аввы Исаии вобрало в себя все богатство монашеского опыта современной святому эпохи. Ценность этого опыта непреходяща, поэтому многие старцы любили толковать его слова. И наш геронда Иосиф Ватопедский на братских собраниях разъяснял нам слова аввы Исаии, о которых он выразительно говорил, что они могут привести монаха от деятельного благочестия к созерцанию.
Наш старец Иосиф Ватопедский питал глубокое благоговение к старцу Эмилиану, видя в нем одного из тех немногих современных старцев, которые горячо восприняли святогорское предание и опытно пережили его на очень высоком уровне. Старец Эмилиан, здоровье которого, по неисследимым судам Божиим, ныне подвергается тяжелому испытанию, духовно был непосредственно связан с приснопамятным старцем Ефремом Катунакским, через которого он впитал учение и дух великого старца Иосифа Исихаста. В этом духе на первое место в своем общежительном монастыре старец Эмилиан поставил сочетание послушания и умного безмолвия.
Послушание для геронды Эмилиана — это не просто добродетель, а действие с онтологическим содержанием. У послушания не антропоцентричный, а Христоцентричный характер. В лице духовного отца послушник видит Христа. Духовный отец выражает послушнику Божию волю. Сам Христос отождествил Себя со Своими последователями, наделенными законодательными правами: «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10, 16.). Институт старчества, как духовного отечества, представляет собой основание, спинной хребет монашеской жизни, поскольку именно на него опирается истинное монашество. Старец Эмилиан это прекрасно осознал и постарался передать своим ученикам.
Связь послушника и духовного отца — это не сентиментальные человеческие отношения, это выражение отношения к послушнику Христа. Упокоение, которое чувствует старец, наблюдая за жизнью послушника, его помыслами и образом мышления, — это отблеск того упокоения, которое приносит послушник Самому Христу. Поэтому геронда Эмилиан придавал особенное значение точности послушания.
Наряду с послушанием, старец Эмилиан настаивал на необходимости аскетических упражнений в обращении внутрь себя, трезвении и молитвы. Ему хотелось, чтобы монах был подобен херувиму, чтобы его ум был внимательным, на страже от всякого прилога греховного помысла, чтобы он был в состоянии готовности и духовной бдительности при непрестанном призывании божественного имени. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» — это кислород для монаха. Старец не считал монахом того, кто не сделал эту молитву своим достоянием.
Одновременно большое значение он придавал отношениям монаха с братьями, межличностным взаимоотношениям. Качество монаха, говорил геронда, отражается в его обращении с братьями. Все христиане, но прежде всего монашествующие должны, по апостольской заповеди, оказывать послушание друг другу: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием» (1 Пет. 5, 5). Такая самоумаляющаяся (дословно «себя-опустошающая». — Пер.) любовь являет их родство с кротким и смиренным сердцем Христом.
Геронда Эмилиан — анатом и врач человеческих душ. Он обладает способностью проникнуть в глубину души послушника, поставить диагноз его духовному состоянию, выявить действие страстей и помыслов, найти причины их появления и предоставить способы их врачевания.
Для современного православного монашества он стал личностью харизматичной. Старец Эмилиан непосредственно общался и был тесно связан со многими благодатными старцами своего времени. Особенно он чтил старца Софрония (Сахарова) из Эссекса, с которым его связывала давняя духовная дружба. Геронда считал его «прекрасной звездой» Церкви, а его писания — сокровищем, новым «Добротолюбием».
Увидеть возрождение и процветание монашества на греческой земле было мечтой и горячим желанием старца Эмилиана. И он всячески способствовал обновлению, организации и приведению в действие общежительного монашества в наше время. В начале 70-х годов XX века, как член специальной комиссии Священного Синода Элладской Церкви по развитию монашества, он написал три детально проработанных статьи о правильной организации общежительных монастырей. Он составил также «Внутренний Устав Священной Благовещенской Киновии», то есть женского общежительного монастыря в Ормилии, основателем, ктитором и духовным руководителем которого он стал. Сестричество этого монастыря насчитывает сегодня более ста двадцати монахинь. Этот устав, основанный на ктиторских уставах святых отцов, несет печать личного опыта старца Эмилиана и умело приспособлен к нуждам наших дней. В нем всесторонне описывается жизнь общежительного монастыря: порядок принятия в послушники и пострижения в монахи, различные послушания, келейное времяпрепровождение, организация системы управления и богослужебной жизни обители. Многие греческие монастыри взяли этот устав за основу для собственных внутренних уставов; и было бы очень хорошо, если бы и русские обители его внимательно изучили.
Старец Эмилиан пережил глубочайшие духовные состояния еще в Метеорах, находясь в самом начале своей монашеской жизни. Впоследствии же, на Святой горе, он духовно возмужал и усовершенствовался настолько, что его учение преисполнилось Святого Духа и возымело силу возрождать. Вместе с тем старец одарен от природы тонкой проницательностью, широтой мышления, умением понимать и оценивать происходящее. Благодаря этому его толкование подвижнических слов аввы Исаии столь впечатляющее и разностороннее. Отталкиваясь от какого-либо из изречений святого мужа, старец свободно развивает свою мысль в любой сфере богословия, науки, искусства. Он способен соединить аскетическое подвижничество той давней эпохи с современной действительностью. Выводы, которые делает старец, поражают, воодушевляют и назидают читателя.
Мы убеждены, что толкование геронды Эмилиана на подвижнические слова аввы Исаии вдохновит подвизаться «подвигом добрым» (2 Тим. 4, 7) не только русских православных монашествующих на их пути к святости, но и всякого мирского читателя, «упражняющегося в благочестии» (См. 1 Тим. 4, 7). Ибо духовная жизнь одна и для монашествующих, и для христиан в миру.
Не можем не похвалить преподобнейшую игумению Домнику за ее старание издать на русском языке настоящий труд. Монашество — это дар Святого Духа. Молитвенно желаем, чтобы иноки и инокини, читающие эту книгу, стяжали познание величия православного монашества, прожили и возрадовались своей во Христе иноческой жизнью во всей ее полноте.
Желаем и всем остальным читателям, чтобы эта книга стала им поддержкой и помощью в их духовной жизни во Христе.
Игумен Священной и Честной Великой Обители Ватопед Архимандрит Ефрем