Что будет, если не воздерживаться в пост

Интервью с Епископом Климентом (Вечеря), главой информационно-просветительского отдела УПЦ.

Епископ Климент (Вечеря)

Епископ Климент (Вечеря)

- Владыко, время поста называется периодом воздержания. Что подразумевает воздержание в информационном плане?

- Сегодня, в эпоху информационных технологий, общение и информация составляют огромную часть нашей жизни. Информация влияет на наш духовный мир. Большинство информации мы получаем через СМИ или социальные сети.

- Святые отцы говорят о том, что молчание или немногословие привлекают благодать Божию, способствуют молитве и духовному деланию. Сегодня, в XXI веке, молчание подразумевает под собой не только умеренность в разговорной речи, но и в общении через те средства коммуникаций, которые доступны каждому – социальные сети как важная часть жизни современного человека.

- Мы едва ли можем полностью отказаться от любых форм общения.

- Да. Точно так же и телесный пост не означает, что человеку нужно отказаться от всех форм пищи – это тоже невозможно. Но во время поста мы воздерживаемся от излишней пищи, а также от той, которая не способствует духовной сосредоточенности. Когда мы говорим о воздержании от информации и общения, подразумеваем ограничение в том, что не приносит нам духовной пользы или не являются абсолютно необходимыми именно в это время.

- Если человек работает преподавателем в школе или занимается бизнесом, то он не может не общаться…

- Но ему совсем не обязательно общаться в соцсетях на темы, которые не связаны с его родом деятельности и только отвлекают от молитвы. Кроме того, в наш быстротекущий век нужно ценить время, данное Богом для молитв, чтения Библии и духовных книг. Современный человек очень часто страдает от того, что ему не хватает времени на то, чтобы внимательно помолиться Господу, почитать Евангелие не потому, что мы должны выполнить это как правило, а потому, что это необходимый разговор человека с Богом и Бога с человеком, без которого мы не можем называться христианами.

- Получается, что человеку скучно общаться с Богом и он ищет другие способы общения? Почему так происходит?

- Возможно, человек не пробовал еще в полной мере приступить к общению с Богом. Зачастую то, что мы называем молитвой, таковой не является, это лишь вычитывание молитвенных текстов, которые не касаются глубины нашего сердца. Именно в пост мы можем прикоснуться к молитве, понять, в чем ее настоящая суть: это не то, что должно у нас занимать 5 минут утром и 5 минут вечером, когда мы бежим на работу или обессиленные возвращаемся домой.

– Особое молитвенное состояние – это, наверное, дар Божий? Иногда есть стремление к молитве, а иногда его нет.

– Конечно, молитвенный настрой мы не получим с помощью медитаций или каких-то методов самоусовершенствования. Нужно иметь искреннее желание молиться, просить Бог о молитве, молиться о молитве. Важно к тому же, чтобы внешние обстоятельства жизни не мешали нам молиться. Многие христиане очень серьезно относятся к Великому посту, особенно к первой неделе, которая дает определенный импульс и заряд на все последующие 40 дней нашего предпасхального подвига. Некоторые люди даже стараются взять небольшой отпуск или ограничить себя в работе, насколько это возможно, для того, чтобы максимально помочь своей душе настроиться на правильный ритм в течение Великого поста.

– Сегодня СМИ в подавляющем своем большинстве не говорят о Боге, а акцентируют негативы, которые бывают, к сожалению, в нашей жизни.

– Такой настрой, присущий СМИ, способствует тому, что общество, потребляющее в огромном количестве информацию, становится депрессивным. В состоянии депрессии и раздражительности молитва невозможна. Поэтому для православных СМИ очень важно в период Великого поста избегать искушения следовать за модой на сенсации, которые не способствуют внутренней концентрации и положительному расположению духа.  Мы радуемся хорошим, добрым новостям. Таким должно быть и то, с чем мы обращаемся к людям. Особенно в Великий Пост.

 Здорово, если бы люди говорили друг другу только хорошее!

– За позитив сегодня нужно бороться и в СМИ, и в нашем личном общении. Если мы будем говорить людям добро, то его будет больше не только между нами, но и в окружающем нас мире. Преподобный Серафим Саровский сказал об этом очень ярко: «Стяжи дух мирен – и вокруг спасутся тысячи». Мирное устроение и добро, которое мы сеем в нашем общении другим людям, должны быть нашим подвигом в условиях нескончаемого информационного потока.

Беседовала Наталья Горошкова.

Источник: сайт «Православная жизнь», http://pravlife.org