Преподобный Амфило́хий Глушицкий, игумен

000
О жиз­ни и по­дви­гах прп. Ам­фи­ло­хия Глу­шиц­ко­го до­шло до нас очень ма­ло све­де­ний. Где ро­дил­ся прп. Ам­фи­ло­хий, кто бы­ли его ро­ди­те­ли, как про­шли дет­ские го­ды по­движ­ни­ка – обо всем этом не со­хра­ни­лось ни­ка­ких из­ве­стий. Из­вест­но, что пре­по­доб­ный под­ви­зал­ся в од­ном из мо­на­сты­рей го­ро­да Устю­га Ве­ли­ко­го, и под­ви­зал­ся, ве­ро­ят­но, нема­лое вре­мя, по­то­му что там он по­лу­чил сан свя­щен­ни­ка.
Ко­гда сла­ва о Глу­шиц­кой оби­те­ли, ос­но­ван­ной прп. Ди­о­ни­си­ем († 1437 г.; па­мять 1/14 июня), до­шла до Устю­га, он оста­вил мо­на­стырь и в 1417 г. при­шел на реч­ку Глу­ши­цу. Его влек­ло сю­да же­ла­ние усо­вер­шен­ство­вать­ся в ду­хов­ной жиз­ни под ру­ко­вод­ством та­ко­го опыт­но­го и слав­но­го по­движ­ни­ка, ка­ким был прп. Ди­о­ни­си­ей. При­дя в Глу­шиц­кую оби­тель, прп. Ам­фи­ло­хий про­сил св. Дио­ни­сия: «От­че, спа­си ме­ня». Глу­шиц­кий по­движ­ник спро­сил при­шель­ца: «За­чем ты при­нял на се­бя труд прий­ти сю­да?» «Я при­шел, – от­ве­тил Ам­фи­ло­хий, – по­кло­нить­ся сна­ча­ла Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри, а по­том сто­пам тво­им и жи­ву­щей с то­бою бра­тии и про­сить мо­литв ва­ших». Прп. Дио­ни­сий при­гла­сил устюж­ско­го ино­ка в свою кел­лию, и ко­гда они по­мо­ли­лись и се­ли, при­звал для бе­се­ды уче­ни­ка сво­е­го Ма­ка­рия. Ма­ка­рию пре­по­доб­ный ска­зал: «При­шел к нам в мо­на­стырь на­став­ля­е­мый Бо­гом инок Ам­фи­ло­хий и хо­чет с на­ми при­но­сить мо­лит­ву Бо­гу». «Про­сти ме­ня, невеж­ду, от­че, не знаю, что го­во­рить», – ска­зал Ма­ка­рий. «Го­во­ри, по­слуш­ник, что Бог по­ло­жит те­бе на серд­це», – по­ве­лел на­сто­я­тель, и Ма­ка­рий ска­зал: «Бла­го­сло­вен Бог, иже всем че­ло­ве­ком хо­щет спа­сти­ся и в ра­зум ис­ти­ны при­и­ти (1Тим.2,4)». «Да даст те­бе Бог го­во­рить по­лез­ное», – до­ба­вил прп. Ди­о­ни­сий.
Из это­го раз­го­во­ра прп. Ам­фи­ло­хий по­нял сми­ре­ние на­сто­я­те­ля, его про­сто­ту и бла­го­че­стие; уви­дел муд­рую скром­ность уче­ни­ка, и же­ла­ние под­ви­зать­ся под ру­ко­вод­ством прп. Ди­о­ни­сия удво­и­лось в нем. Он пал к но­гам свя­то­го стар­ца и вос­клик­нул: «Те­перь я ра­зу­мею пу­ти твои, от­че, ви­жу, как, нена­ви­дя сла­ву че­ло­ве­че­скую, ты ищешь сла­вы толь­ко от Бо­га». Но св. Ди­о­ни­сий, под­ни­мая прп. Ам­фи­ло­хия от сво­их ног, крот­ко го­во­рил ему: «За­чем ты, брат мой, отяг­ча­ешь греш­но­го че­ло­ве­ка? Встань. Од­но­му Бо­гу – сла­ва и по­кло­не­ние. Он один мо­жет спа­сти те­бя и ме­ня». «Бог, хо­тя­щий всем спа­се­ния, – со сле­за­ми от­ве­тил прп. Ам­фи­ло­хий, – при­вел ме­ня в свя­тые твои ру­ки, и с по­мо­щью Бо­жи­ей я бу­ду ис­пол­нять все, что мне ве­лишь».
Труд­на и су­ро­ва жизнь пу­стын­ни­ка, и ее труд­но­стей не скрыл от при­шло­го ино­ка прп. Ди­о­ни­сий. Но в при­шель­це он ви­дел ис­крен­нее же­ла­ние пу­стын­ной жиз­ни и ре­шил­ся под­дер­жи­вать его на тер­ни­стом пу­ти по­движ­ни­ка. «Ес­ли хо­чешь с на­ми пре­бы­вать здесь, – ска­зал ста­рец прп. Ам­фи­ло­хию, – со­тво­рим за­вет меж­ду со­бой – не раз­лу­чать­ся друг с дру­гом, по­ка жи­вем на зем­ле».
С ра­до­стью при­нял прп. Ам­фи­ло­хий за­вет свя­то­го на­сто­я­те­ля и твер­до ре­шил­ся ис­пол­нять в точ­но­сти устав об­ще­жи­тия. Так со­вер­ши­лось при­ня­тие прп. Ам­фи­ло­хия в Глу­шиц­кую оби­тель.
Стро­го ис­пол­няя устав об­ще­жи­тия, но­вый инок Глу­шиц­кий все пе­ре­но­сил с тер­пе­ни­ем ра­ди бу­ду­ще­го бла­жен­ства. Он под­ра­жал во всем при­ме­ру прп. Дио­ни­сия, свя­то со­блю­дал его за­по­ве­ди и за­бо­тил­ся толь­ко о сво­ей ду­ше. Доб­ро­де­те­ли кро­то­сти и тер­пе­ния осо­бен­но от­ли­ча­ли прп. Ам­фи­ло­хия и про­сла­ви­ли его. Прп. Ди­о­ни­сий лю­бил труд, пи­сал ико­ны для но­во­го хра­ма оби­те­ли, плот­ни­чал, шил одеж­ду, и в прп. Ам­фи­ло­хии он на­шел се­бе усерд­но­го по­мощ­ни­ка. Раз­де­ляя с прп. Ди­о­ни­си­ем его тру­ды, прп. Ам­фи­ло­хий по­мо­гал ему в управ­ле­нии оби­те­лью, все бо­лее и бо­лее рас­ши­ряв­шей­ся. Он был лю­би­мым уче­ни­ком свя­то­го на­сто­я­те­ля, его дру­гом и усерд­ным со­труд­ни­ком.
Два­дцать лет жи­ли по­движ­ни­ки вме­сте, и пе­ред кон­чи­ной сво­ей пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий по­ста­вил прп. Ам­фи­ло­хия сво­им пре­ем­ни­ком по игу­мен­ству в оби­те­ли. В по­след­ние го­ды жиз­ни сво­ей прп. Ди­о­ни­сий жил боль­шей ча­стью в Сос­нов­це и толь­ко по вре­ме­нам на­ве­щал По­кров­ский мо­на­стырь. В од­но из та­ких по­се­ще­ний он ска­зал прп. Ам­фи­ло­хию: «Ныне ви­жу я, что вре­мя от­ше­ствия мо­е­го уже при две­рях; те­бе же, друг мой и сверст­ник, Гос­подь по­ве­лел еще дол­го жить. По­крой те­ло мое зем­лею и персть от­дай пер­сти, а сам пре­бы­вай на этом ме­сте, дер­жась ду­хов­но­го жи­тия и тво­ря па­мять мо­е­му сми­ре­нию. Ча­до! Не из­не­мо­гай в бо­лез­нях и воз­ды­ха­ни­ях на вся­кий день, ожи­дая ско­ро раз­лу­чить­ся от­се­ле, и спе­ши на по­честь выш­не­го зва­ния. Вспо­ми­най еще сло­во Гос­подне: Егда со­тво­ри­те вся по­ве­лен­ная вам, гла­го­ли­те, яко ра­би неклю­чи­ми есмы (Лк.17,10); ибо кто из нас мо­жет вы­пла­тить долг Вла­ды­ке Хри­сту, об­ни­щав­ше­му нас ра­ди и осво­бо­див­ше­му нас от стра­стей?»
Про­ща­ясь с на­став­ни­ком сво­им, прп. Ам­фи­ло­хий го­во­рил сквозь сле­зы: «От­че ду­хов­ный, ты сам от­хо­дишь на по­кой, а ме­ня остав­ля­ешь в скор­би. По­мо­лись Гос­по­ду, чтобы быть мне спут­ни­ком тво­им из сей жиз­ни». Но пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий от­ве­тил: «Те­бе еще ра­но остав­лять мир, ибо ты недос­та­точ­но под­ви­зал­ся для при­го­тов­лен­ной те­бе на­гра­ды. Дол­го бу­дешь тру­дить­ся на этом ме­сте по­сле мо­е­го пре­став­ле­ния. За­боть­ся, как я, о из­бран­ном ста­де Хри­сто­вом во все дни жиз­ни сво­ей, па­ся, над­зи­рая и воз­во­дя его к ду­хов­но­му ра­зу­ме­нию».
Ко­гда бра­тия, пла­ча, спра­ши­ва­ли прп. Ди­о­ни­сия, ко­му он остав­ля­ет их, кто станет за­бо­тить­ся о ду­шах их, уми­ра­ю­щий по­движ­ник от­ве­тил: «Бо­гу я остав­ляю вас и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри; ста­рей­шин­ство же вру­чаю воз­люб­лен­но­му мо­е­му уче­ни­ку Ам­фи­ло­хию. Ему при­ка­зы­ваю па­сти ста­до Хри­сто­во вни­ма­тель­но и пра­во».
По­хо­ро­нив сво­е­го на­став­ни­ка, прп. Ам­фи­ло­хий еще 15 лет про­дол­жал по­дви­ги в Глу­шиц­кой оби­те­ли. «Вни­ма­тель­но и пра­во», по за­ве­ту сво­е­го на­стоя­те­ля, пас он вве­рен­ное ему ста­до и ти­хо скон­чал­ся 12 ок­тяб­ря 1452 г. Со­глас­но за­ве­ща­нию пре­по­доб­но­го, он по­хо­ро­нен был в Сос­но­вец­кой пу­сты­ни, ря­дом с прп. Ди­о­ни­си­ем.
Мо­щи прп. Ам­фи­ло­хия по­чи­ва­ли под спу­дом в Глу­шиц­ком-Сос­но­вец­ком мо­на­сты­ре по­сре­ди хра­ма во имя свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и прпп. Ди­о­ни­сия и Ам­фи­ло­хия. Празд­но­ва­ние прп. Ам­фи­ло­хию – 11/24 ок­тяб­ря и 13/26 мая.