Житие преподобного Венедикта Нурсийского.

1

Пре­по­доб­ный Ве­не­дикт, ос­но­ва­тель за­пад­но­го мо­на­ше­ско­го ор­де­на бе­не­дик­тин­цев, ро­дил­ся в ита­льян­ском го­ро­де Нур­сии в 480 го­ду. В 14 лет свя­той был от­прав­лен ро­ди­те­ля­ми на уче­нье в Рим, од­на­ко, угне­тен­ный окру­жав­шей его без­нрав­ствен­но­стью, он ре­шил по­свя­тить се­бя дру­гой жиз­ни. Вна­ча­ле свя­той Ве­не­дикт по­се­лил­ся при церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра в се­ле­нии Еф­фе­ди, но мол­ва о его по­движ­ни­че­ской жиз­ни за­ста­ви­ла его уй­ти даль­ше в го­ры. Там он по­встре­чал от­шель­ни­ка Ро­ма­на, ко­то­рый по­стриг его в мо­на­ше­ство и ука­зал ему для жи­тель­ства от­да­лен­ную пе­ще­ру. Вре­мя от вре­ме­ни от­шель­ник при­но­сил свя­то­му пи­щу.

Три го­да в пол­ном уеди­не­нии свя­той вел су­ро­вую борь­бу с ис­ку­ше­ни­я­ми и пре­воз­мог их. Вско­ре к нему ста­ли со­би­рать­ся лю­ди, жаж­дав­шие жить под его ру­ко­вод­ством. Чис­ло уче­ни­ков на­столь­ко вы­рос­ло, что свя­той раз­де­лил их на две­на­дцать об­щин. Каж­дая об­щи­на со­сто­я­ла из две­на­дца­ти ино­ков и со­ста­ви­ла от­дель­ный скит. Каж­до­му ски­ту пре­по­доб­ный дал игу­ме­на из сво­их опыт­ных уче­ни­ков.У пре­по­доб­но­го оста­лись ра­ди на­зи­да­ния толь­ко но­во­на­чаль­ные ино­ки. Стро­гие пра­ви­ла, уста­нов­лен­ные для мо­на­хов свя­тым Ве­не­дик­том, не всем при­шлись по ду­ше, и пре­по­доб­ный не раз ста­но­вил­ся жерт­вой кле­ве­ты и пре­сле­до­ва­ний.

На­ко­нец он по­се­лил­ся в Кам­па­нье и на го­ре Кас­си­но ос­но­вал Мон­те-Кас­син­ский мо­на­стырь, ко­то­рый дол­гое вре­мя был цен­тром бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния для За­пад­ной Церк­ви. При мо­на­сты­ре бы­ла со­зда­на за­ме­ча­тель­ная биб­лио­те­ка. В этой оби­те­ли пре­по­доб­ный Ве­не­дикт на­пи­сал устав, ос­но­ван­ный на опы­те жиз­ни во­сточ­ных пу­стын­ни­ков и уста­нов­ле­ни­ях пре­по­доб­но­го Иоан­на Кас­си­а­на Рим­ля­ни­на (па­мять 29 фев­ра­ля). Устав был при­нят впо­след­ствии мно­ги­ми за­пад­ны­ми мо­на­сты­ря­ми (до 1595 го­да он вы­дер­жал бо­лее 100 из­да­ний). Устав пред­пи­сы­ва­ет ино­кам аб­со­лют­ное от­ре­че­ние от соб­ствен­но­сти, без­услов­ное по­слу­ша­ние и по­сто­ян­ный труд. Стар­шим ино­кам вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность обу­че­ние де­тей и пе­ре­пи­сы­ва­ние древ­них ру­ко­пи­сей. Это по­мог­ло со­хра­нить мно­гие па­мят­ни­ки пись­мен­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к пер­вым ве­кам хри­сти­ан­ства. Каж­дый но­во­по­сту­па­ю­щий дол­жен про­быть по­слуш­ни­ком в те­че­ние го­да, чтобы изу­чить устав и при­вык­нуть к мо­на­стыр­ской жиз­ни. На вся­кое де­ло ис­пра­ши­ва­ет­ся бла­го­сло­ве­ние. Гла­вою об­ще­жи­тель­но­го мо­на­сты­ря яв­ля­ет­ся игу­мен, име­ю­щий всю пол­но­ту вла­сти. Он су­дит, учит и вра­зум­ля­ет. Игу­мен вы­слу­ши­ва­ет со­ве­ты стар­ших и опыт­ных бра­тьев, од­на­ко ре­ше­ние вы­но­сит еди­но­лич­но. Ис­пол­не­ние уста­ва стро­го обя­за­тель­но для всех и рас­смат­ри­ва­ет­ся как важ­ная сту­пень, при­бли­жа­ю­щая к со­вер­шен­ству.

Свя­той Ве­не­дикт удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра про­зре­ния и чу­до­тво­ре­ния. Мно­гих он ис­це­лял мо­лит­ва­ми. Свою кон­чи­ну пре­по­доб­ный пред­ска­зал за­ра­нее. Сест­ра пре­по­доб­но­го Ве­не­дик­та, свя­тая Схо­ла­сти­ка, так­же про­сла­ви­лась сво­ей стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых.